Новости и Статьи

Проведение ревизий и обжалование решений органов ВФК

Статьи
Проведение ревизий и обжалование решений органов ВФК – по новым стандартам

На проверочные мероприятия, начатые Казначейством и региональными/муниципальными органами финнадзора с 24 августа 2020 года распространяются два новых федеральных стандарта внутреннего финансового контроля. А поскольку проверки органами ВФК проводятся в том числе в отношении учреждений, то самим учреждениям для уверенного отстаивания своих прав необходимо ориентироваться в новых правилах проведения ревизий, их оформления и обжалования результатов.

1. Стандарт «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление и результатов».
Стандарт регламентирует назначение контрольного мероприятия и подготовку к его проведению, непосредственно проведение проверки, в том числе организацию необходимых экспертиз, а также оформление результатов контрольного мероприятия.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Причем решение о назначении внепланового контрольного мероприятия может быть принято на основании анализа данных, содержащихся в информационных системах, по итогам рассмотрения поступивших обращений, запросов, поручений и по другим основаниям.
Стандарт предусматривает две формы проведения проверки – камеральная и выездная.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля. Кстати, напомним, в период ограничительных мер из-за пандемии коронавируса проверки органов финнадзора могут проводиться только с использованием средств дистанционного взаимодействия. Срок проведения камеральной проверки - не более 30 рабочих дней, а с учетом всех продлений срока – максимум 50 дней со дня получения контрольным органом по запросу информации, документов и материалов от учреждения в полном объеме.
Выездная ревизия проводится по месту нахождения учреждения, и срок ее проведения – до 40 рабочих дней, а с учетом всех продлений – до 60 дней. Оснований для продления проверки немного:
•    получение в ходе ревизии информации, свидетельствующей о наличии у учреждения нарушений в рамках компетенции контрольного органа, требующих дополнительного изучения;
•    наличие на территории учреждения обстоятельств непреодолимой силы: затопление, наводнение, пожар, землетрясение и т.п.;
•    значительный объем проверяемых и анализируемых документов.
При подготовке и проведении контрольного мероприятия ревизоры могут запрашивать пояснения или предоставление доступа к информационным системам учреждения. Направить запрашиваемые сведения необходимо в электронном виде, кроме случаев, когда в запросе оговорено представление на бумаге, одним из следующих способов:
•    официальная электронная почта учреждения;
•    съемный носитель информации;
•    предоставление доступа к информационным ресурсам учреждения, и др.
Срок преставления информации по запросу:
- при проведении камеральной проверки – 10 рабочих дней со дня получения запроса;
- при проведении выездной проверки – не менее 3 рабочих дней.
Но и сам контрольный орган тоже обязан представлять учреждению документы в четко оговоренные сроки:
- копию приказа о назначении проверки – не позднее 24 часов до даты ее начала;
- запрос о представлении сведений – не позднее дня, следующего за днем его подписания;
- справку о завершении контрольных действий – не позднее последнего дня срока проведения проверки, указанного в приказе о ее проведении;
- иные документы – не позднее 3 рабочих дней со дня их подписания.
Какие контрольные действия могут проводить ревизоры при проверке:
а) изучение документов:
- финансовых, бухгалтерских, отчетных,
- о планировании и осуществлении закупок,
- иных документов, содержащих информацию о деятельности учреждения;
б) осмотр, инвентаризация, наблюдение, перерасчет, контрольные обмеры и др.
При этом может использоваться фото-, видео- и аудиотехника, а также иные виды техники, в т.ч. измерительных приборов.
Не более чем через 15 рабочих дней после окончания проверочных мероприятий контрольный орган должен составить акт проверки. А еще в течение 15 рабочих дней со дня получения копии этого акта учреждение вправе направить ревизорам возражения по его содержанию.

2. Стандарт «Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц»
По новым правилам учреждение в течение 30 календарных дней может обжаловать решения и действия органов контроля при проверке, а несогласие с предписанием – в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Однако важно понимать, что подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения или действий органа контроля.
Подать жалобу возможно как в электронном виде через официальный сайт органа финнадзора, так и почтовой связью на бумажном носителе.
Контрольный орган обязан рассмотреть жалобу в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Возможно, потребуется запросить дополнительные материалы у учреждения - в этом случае течение 20-дневного срока будет приостановлено, но не более чем на 5 рабочих дней. Если же потребуется запросить материалы в других госорганах, 20-дневный срок может быть продлен не более еще на 20 рабочих дней.
Жалобу могут оставить и без рассмотрения. В числе причин для этого:
- истечение срока подачи жалобы;
- отсутствие документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего жалобу;
- неуказание в жалобе почтового адреса или адреса электронной почты, по которому должен быть направлен ответ;
- получение органом контроля информации, что жалоба по тем же основаниям и по тому же предмету находится в производстве суда, и др.
В таких случаях жалоба подлежит возврату учреждению в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления в орган контроля с указанием причин возврата.
В такой же срок – не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем принятия руководителем органа контроля решения по результатам рассмотрения жалобы, копия решения должна быть направлена учреждению – подателю жалобы.